В настоящее время
каждый налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а
также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие
акты или действия нарушают его права.
Обжалование
ненормативных правовых актов налоговых органов осуществляется согласно
административной иерархии: жалоба подается в налоговый орган, в чьем подчинении
находится налоговый орган, допустивший нарушение законодательства.
Неоспоримые
преимущества досудебного обжалования по сравнению с судебным урегулированием
есть: не нужно платить госпошлину и нести судебные расходы, проще оформить саму
жалобу (апелляционную жалобу), которая рассматривается ФНС быстрее, чем иски
судебными органами.
Федеральным законом
№ 130-ФЗ введена возможность направления жалобы в электронной форме по
телекоммуникационным каналам связи или посредством
сервисов «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица»; «Личный кабинет
налогоплательщика индивидуального предпринимателя», «Личный кабинет
налогоплательщика физического лица» (электронный адрес УФНС по
Республике Башкортостан- www.nalog.ru). Получение
ответов по жалобам также возможно в электронной форме по телекоммуникационным
каналам связи или посредством электронных сервисов.
Федеральной налоговой службой в целях
совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с
налогоплательщиками с использованием сети Интернет создан Сервис "Узнать о жалобе". Сервис предназначен для информирования
налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц о
поданных ими в центральный аппарат ФНС России и Управления ФНС России по
субъектам РФ обращениях (жалобах, заявлениях, предложениях), в том числе на
акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их
должностных лиц.
С помощью
интернет-сервиса можно получить следующую информацию:
• дата поступления обращения в налоговый
орган, рассматривающий обращение, и входящий номер;
• срок, к которому должно быть
рассмотрено обращение;
• информация о продлении срока
рассмотрения обращения;
• реквизиты решения (ответа) по
обращению (номер и дата);
• статус обращения (в стадии
рассмотрения, рассмотрение завершено);
• сведения о результате рассмотрения
обращения.
Если Вы не нашли
информацию о своем обращении на сервисе, для получения информации о нем
необходимо обратиться в справочную службу налогового органа, в адрес которого
направлено обращение по телефонам, указанным в разделе "Контакты"
интернет-сайта налогового органа.
О формах обращения
в ФНС России Вы можете узнать по адресу http://www.nalog.ru/rn77/apply_fts/.
Порядок рассмотрения жалоб и иную информацию, связанную с рассмотрением споров
Вы можете найти в разделе интернет-сайта ФНС России "Досудебное урегулирование
налоговых споров" (http://www.nalog.ru/rn77/apply_fts/pretrial/#t2).
Если центральным
аппаратом ФНС России или Управлением ФНС России по субъекту РФ поступившее
обращение не рассматривалось и было передано на рассмотрение в другой налоговый
орган или другой государственный орган, с помощью интернет-сервиса можно будет
получить информацию о реквизитах письма, которым сообщено заявителю о передаче
обращения на рассмотрение в иной орган.
В целях предоставления возможности просмотра в свободном доступе наиболее значимых
решений ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по
жалобам (обращений) налогоплательщиков Федеральной налоговой службой создан Интернет-сервис «Решения по жалобам».
Указанная информация отражается на сервисе в виде решений ФНС России без
указания информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской
Федерации.
Для поиска информации необходимо заполнить
хотя бы одно из перечисленных полей (категория налогоплательщика, статья
Налогового кодекса, налог или тема налогового спора). При этом в поле «Тема
налогового спора» осуществляется контекстный поиск, который подразумевает
полное совпадение введенной фразы с частью текста темы налогового спора. Чтобы
осуществить поиск с максимальной результативностью предлагается вводить не
фразу, а только ключевые слова (к примеру «лизинг", "машина",
"вычет" и т.д.).